Авторские проекты

Карта авторского инновационного проекта
Название проекта: Формирование и развитие УУД учащихся на уроках литературы через кейс-технологию.
Аннотация проекта: Проект представляет собой использование кейс-технологии в организации и проведении урочной и внеурочной учебной деятельности учащихся в конкретном классе. Реализация проекта осуществляется через составление кейсов (пакетов заданий) на определенную тему по учебному предмету «Литература» и организацию работы учащихся по выбранной ими теме кейса.  Проект преследует решение таких проблем, как:
1.  Формирование и развитие УУД учащихся на уроках литературы.
2.  Повышение интереса к чтению произведений художественной литературы.
Проект разработан  для оценки эффективности метода кейса в формировании и развитии универсальных учебных действий у учащихся. Особое внимание уделяется обобщению научного материала по данной технологии. Детально описывается разработка и методы составления кейс-пакетов, их преимущества в подготовке ученика соответствующего современным  требованиям.
Обоснование актуальности проекта: Одна из основных задач современного образования – формирование и развитие УУД учащихся. Это необходимое условие для подготовки выпускника, соответствующего требованиям ФГОС. Как организовать учебную деятельность учащихся на уроках, какие использовать методы и приемы, способствующие достижению требований новых образовательных стандартов? Это один из тех актуальных вопросов, который задает себе каждый учитель независимо от того, какой предмет он преподает.  
 Поиск эффективных методов по организации учебно-воспитательного процесса у учителей-словесников осложняется еще одной острой на сегодняшний момент проблемой. Это проблема чтения учащимися произведений художественной литературы, или вернее сказать, ее  не чтения. Не секрет, что  современные дети заменили этот вид проведения досуга компьютером, который стал отнимать у них слишком много времени.  В итоге уроки литературы зачастую превращаются в уроки чтения или пересказ учителем содержания произведений, которые должны были быть прочитаны к уроку. Такие уроки, конечно, не могут способствовать развитию личности ребенка, достижению поставленных задач в образовательных программах.
Как  показать важность литературы в жизни каждого человека?
Как заинтересовать современных школьников чтением? Каким образом способствовать повышению мотивации к данному предмету?
Поиск ответа на все эти вопросы привел к предположению, что наиболее эффективным способом обучения литературе и повышению интереса к предмету может стать кейс-технология.
Цель и задачи проекта:
Цель: оценить возможности кейс-метода в формировании и развитии УУД учащихся конкретного класса на уроках литературы.
Задачи:
Ø Изучить научно-методическую литературу по теме и передовой опыт учителей, использующих данную технологию в планировании и организации учебно-воспитательного процесса.
Ø Разработать план реализации проекта, определить сроки, условия.
Ø Разработать кейсы по литературе и использовать их в организации как учебной, так и внеучебной деятельности учащихся.
Ø Провести диагностику  уровня сформированности УУД учащихся на разных уровнях – стартовом, промежуточном и итоговом.
   Сроки реализации проекта. Поэтапный план реализации проекта:
Примерный план реализации проекта
Мероприятие, деятельность
Срок проведения
Краткое описание мероприятия деятельности
1.
Подготовительный этап
2012-2013
- изучение методической, психолого-педагогической литературы по данной теме;
- знакомство с имеющимся опытом использования кейс-технологии;
- разработка плана реализации проекта.
2.
Практический этап
2013-2016
- разработка кейс-пакетов по литературе и использование их при организации учебного процесса;
- диагностика сформированности УУД учащихся на разных уровнях – стартовом, промежуточном и итоговом.
3.
Обобщающий этап
2017-2018
- подведение итогов;
- анализ и представление результатов проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта:
Положительная оценка эффективности использования кейс-метода в формировании и развитии УУД по литературе.  
Социальные эффекты от реализации проекта:
Эффект, который ожидается после реализации данного проекта, связан, прежде всего, с ребенком, развитием его личности. Хочется надеяться, что многие ребята заинтересуются чтением, станут больше читать, полюбят этот вид проведения досуга, повысится их собственный читательский опыт, культура прочтения текста.
Анализ устойчивости проекта: Отсутствие методических материалов по изучению сформированности УУД на ступени среднего  образования осложняет организацию и проведению мониторинга уровня сформированности учебных действий учащихся, отслеживание его возможной  динамики. Это может негативно сказаться на ожидаемых результатах проекта, в частности в оценке эффективности кейс-технологии.
Перспективы развития проекта:
Включение учителей-предметников в работу проекта; создание творческой группы учителей разных предметов, деятельность которой будет направлена на формирование и развитие УУД учащихся посредством применения кейс-методов.

Использование учителями данной технологии в организации и планировании учебно-воспитательного процесса по другим учебным предметам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий