Кейсы по литературе 6 класс

Кейсы по внеклассному чтению для учащихся 6-х классов «Прогулки без присмотра»

Кейсы представлены по двум темам (в соответствии разделом УМК А.В.Гулина):                                                                    1. Исторические лица и исторические эпохи
2. Становление народа, и его исторические судьбы
По каждой теме в УМК представлен список художественных произведений для внеклассного чтения. Кейсы разработаны лишь по тем произведениям, которые вызвали у учащихся наибольший интерес (самостоятельный выбор произведения для анализа – приоритет в организации индивидуальной работы по литературе)
Правила работы с кейсами: Учащиеся самостоятельно выбирают произведение, по которому хотели бы поработать. Они могут объединяться в группы, но с тем условием, чтобы каждый представил свой вклад в общую работу.

 Тема  «Исторические лица и исторические эпохи»

1.    А.К.Толстой «День Петра»
Цель работы: определить значение личности Петра I в развитии государства; выявить «плюсы» и «минусы» его реформ.

Задания:
1.    Историческая справка: с помощью дополнительных источников подготовить доклад по плану.   Объем 1-1,5 стр.
План
1.    Кто такой Петр I?
2.    Почему про него говорят, что он «прорубил окно в Европу»? Что это значит?
3.    Какие реформы он провел в России?
Последний пункт можно сделать с помощью таблицы

Россия до правления Петра I
Россия после правления Петра I
Каким способом этого Петр достиг?



2.    Составьте подробный режим дня великого государя Петра I по рассказу «День Петра».
3.    Подготовьте словесный портрет Петра I по плану
1.    Внешность (цитаты из рассказа)
2.    Поведение (подробно на примерах)
3.    Характер Петра (обосновано, т.е. Почему вы так считаете?)
4.    Отношение к Петру I (с доказательством своей точки зрения): 1) придворных 2) народа 3) автора
4.    Напишите сочинение-рассуждение «Петр I. Великий реформатор или кровавый тиран?» не менее 1,5 стр.

2.    А.К.Толстой «Князь Серебряный»
Цель: познакомиться с эпохой Ивана Грозного, с историческим явлением – опричнина; дать оценку личности государя Иоанна Грозного.

Задания:
1.    Историческая справка: с помощью дополнительных источников подготовить доклад по плану. Объем не более 1 печатной страницы.
План
1.    Иоанн Грозный и эпоха его правления.
2.    Опричнина как войска специального назначения.
2.    Составить подробную композицию романа (завязка, развитие действия, кульминация, развитие действия, развязка, заключение). Т.к. много сюжетных линий лучше всего выполнить с помощью таблицы.
3.    Разделить героев на положительных и отрицательных. Ответ обосновать.
4.    Составить словесный портрет И.Грозного, с опорой на конкретные случаи из романа. 1-1,5 стр.
1.    Внешний облик
2.    Поведение
3.    Характер
4.    Отношение к нему придворных, простого народа, Никиты Серебряного, автора.
5.    Напишите сочинение-размышление «Судьба человека в эпоху правления Ивана Грозного» Объем сочинения не более 1,5 стр.
     * Поисковая, исследовательская работа по вопросам:
- Какие изменения увидел в характере Ивана Грозного князь Никита Серебряный?
- Почему добрый богобоязненный юноша стал таким мстительным, недоверчивым, жестоким тираном? (см. детские годы, окружение мальчика)

3.    Р.Джованьолли «Спартак»
Цель: с помощью данного произведения доказать или опровергнуть тезис: «Героями не рождаются, героями становятся»
Задания:

1.    Историческая справка: с помощью дополнительных источников (история) подготовить доклад по плану:
1.    Эпоха рабовладельческого строя. Кто такие гладиаторы?
2.    Исторические лица в романе «Спартак» (кратко о каждом)
2.    Составить композицию романа (от завязки до развязки).
3.    Распределить всех героев романа на положительных и отрицательных. Обосновать свою позицию.
4.    Словесный портрет героя в романе Р.Джованьолли:
1.    Внешний облик
2.    Поведение
3.    Характер
4.    Отношение к нему гладиаторов, господ и т.д. (рассмотреть с разных позиций).
5.    Написать сочинение-размышление «Могло ли произойти восстание без Спартака? »

4.    В.Скотт «Айвенго»

Задания:
1. Блиц-опрос:
1.    Какие ваши первые впечатления от знакомства с романом «Айвенго»?
2.    В какой стране разворачиваются события произведения? В какую эпоху?
3.    Является ли Англия XII ст. целостным и независимым государством?
4.    Какие исторические события и фигуры упоминаются в произведении?
2. Историческая справка: с помощью дополнительных источников (история) подготовить доклад по плану:
1.    Ричард Львиное сердце и эпоха его правления (крестовые походы)
2.    Борьба англосаксов и норманнов в XII веке (Кто такие англосаксы и норманны? Исторический комментарий.)
3.    Рыцарский кодекс чести (Что это? В чем он заключался?)
3. Определите композицию романа. Выявите – какие две сюжетные линии есть в романе? Составьте на каждую линию сюжета композицию.
4. Разделите всех главных героев на группы за саксов и за норманнов. Объясните, почему вы определили каждого из героев тот или иной лагерь.
5. В виде таблицы сделать сравнительную характеристику героев романа Айвенго и Бриана де Буагильбера.
1. Внешность
2. Поведение
3. Характер
4. Отношение к ним людей от простого народа до принца Джона.
6. Написать сочинение-рассуждение по теме: «Я считаю, что истинным рыцарем в романе В.Скотта «Айвенго» является …»

5.    Р.Стивенсон «Черная стрела»

Задания:
1.    Историческая справка: с помощью дополнительных источников подготовить доклад по плану.   Объем 1-1,5 стр.
План
1.    Война Алой и Белой Розы (Что это за война)
2.    Ричарда III или Ричард Глостерский как историческая личность (Кто это?).
3.    Рыцарский кодекс чести (В чем он заключался? Кто такие рыцари средневековой Англии?)
2.    Блиц-опрос:
1.    Какую правду скрывали от Дика Шелтона люди, воспитывающие его с детства?
2.    Кто же такой Джон-Мщу-за-всех?
3.    Почему Джон встал на сторону Ричарда Глостерского? Назовите причины.
4.    Почему Дик не продолжил с Ричардом III, помогая ему завоевать королевский престол?
5.    Почему Ричард хотел наградить Дика Шелтона? А за что рассердился на него Ричард Глостерский?
3.    Составить композицию романа (от завязки до развязки).
4.    Сравнительная характеристика двух героев: Дэниэла Брэкли и Дика Шелтона:
План
1.    Внешний облик
2.    Поведение
3.    Характер
4.    Отношение к ним людей.
5.    Сочинение-размышление «Я считаю, что истинным рыцарем в романе «Черная стрела» является…?»

Тема «Становление народа, его исторические судьбы»

1.    Ж. Рони Старший «Борьба за огонь»

Задания:
1.    Блиц-опрос:
1.    Почему племя уламров оказалось на грани вымирания?
2.    Кто отправился за огнем? Почему?
3.    За что так не любил Нао старый вождь Фаум?
4.    Каким образом Нао отнял огонь у пожирателей людей?
5.    Каких животных пришлось одолеть Нао во время путешествия?
6.    Опишите племя людей, которое напало на Нао и его друзей.
7.    Кто такие синие люди?
8.    Последнее испытание для Нао на пути домой.
2.    Описать время, в которое живет племя уламров по плану.
План
1. Время (общее впечатление)
2. Люди: а) внешность 
                            б) быт  
                            в) поведение 
                            г) характер
                            д) ценности
3. Животный и растительный мир
4. Вывод (оценка мира, представленного в романе)
3.    Выявите все композиционные элементы художественного произведения: от завязки до развязки.
4.    Нарисовать план маршрута, карту движения Нао в поисках огня (отметить все неожиданные остановки).
5.    В виде таблицы сделать сравнительную характеристику героев романа Нао и Аго.
1. Внешность
2. Поведение
3. Характер
4. Отношение к ним вождя, соплеменников, Гаммлы.
6.    Сочинение-размышление: «Почему Нао разделил власть вождя со старым Фаумом?»

2.    Г.Уэллс «Машина времени»

Задания:
1.    Блиц-опрос:
1.    Разделите героев романа на тех, кто поверил Профессору в его путешествие во времени и тех, кто отнесся с недоверием.
2.    Какие приметы или предметы можно выявить в романе, которые подтверждали, что Профессор действительно был в будущем?
3.    Насколько тысяч лет вперед оказался герой в будущем?
4.    Какой предмет помог Профессору избежать смерти от подземных людей?
5.    А что он увидел дальше? Что ждет человечество?
2.    Выявите все композиционные элементы художественного произведения: от завязки до развязки.
3.    Каким образом работает Машина Времени Профессора? Дайте описание или представьте в виде рисунка.
4.    Опишите будущее мира, которое увидел Профессор.
План
1.    Описание окружающей среды: города, природы. (Общее впечатление)
2.    Описание людей:
3.    Облик, одежда.
4.    Поведение людей, характер.
5.    Основная деятельность людей как причина поведения.
6.    Отношение Профессора к этим двум видам людей.
7.    Выводы: ваша собственная оценка будущему человечества (отношение).
5.    Сочинение-размышление «Почему роман Г.Уэллса называют романом – предупреждением?»
План
1. О чем предупреждал человечество?
2. Факты из жизни, подтверждающие точку зрения Г.Уэллса.
3. Мое отношение к его точке зрения.


3.    А.Конан Дойл Затерянный мир

Задания:
1.    Блиц-опрос:
1.    Какие доказательства представил обществу в подтверждение тому, что этот затерянный мир существует? Почему ему не поверили?
2.    Кто отправился на поиски неведомой земли? Почему именно эти люди (разобрать каждого индивидуально)? С какой целью?
3.    Куда именно отправляются участники экспедиции? (географическое положение)
4.    Каким образом экспедиция оказалась в ловушке?
5.    Перечислите кратко все приключения, которые произошли с экспедицией в затерянном мире.
2.    Выявите все композиционные элементы художественного произведения: от завязки до развязки.
3.    Составьте словесный портрет любых двух героев по собственному выбору (подробно внешность, поведение, поступки, характер, отношение к нему других героев
4.    Опишите всех фантастических животных, встретившихся в романе. Как вы думаете, какие из них могли реально существовать? Почему?
5.    Напишите сочинение-размышление «Затерянный мир – это только фантазия автора, или все-таки, с научной точки зрения, такая земля могла существовать?»

4.    В.А.Обручев Земля Санникова

Задания:
1. Опишите этот загадочный остров. Каким его изображает В.Обручев?
План
1. Общее впечатление.
2. Признаки отдельные: люди, животный мир, растительный мир, климатические особенности.
3. Вывод и общая оценка острова
2. Нарисуйте план земли Санникова.
3. Определите все композиционные элементы романа: от завязки до развязки.
4. Составьте план маршрута экспедиции (в виде карты или схемы).
5. Запишите словесный портрет (подробный: внешность, поведение, характер, отношение к ним других героев) любых двух героев.
6. Познакомьтесь с научной статьей «И снова земля Санникова» в журнале за 1979 год «Вокруг света» №3 и напишите сочинение размышление «Земля Санникова: Миф или реальность?»
Можно прочитать в Интернете см. ссылку на статью журнала «Вокруг света» http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5748/
Составитель кейсов: Цыренжапова О.Б.





Комментариев нет:

Отправить комментарий